Диалог с исламистами: знать, чтобы предотвратить

Диалог с исламистами: знать, чтобы предотвратить
10.05.2017

Рост числа осужденных религиозных экстремистов в российских местах лишения свободы заставляет Федеральную службу исполнения наказаний применять принципиально новые методики общения с данной категорией заключенных. Специализированный межрегиональный учебный центр ГУФСИН России по Новосибирской области приступил к обучению сотрудников тюремного ведомства навыкам эффективного общения с религиозными экстремистами.

Как отмечает временно исполняющий полномочия заместителя директора ФСИН России генерал-майор внутренней службы Александр Хабаров, крайняя необходимость подобного «ликбеза» объясняется необходимостью сохранения стабильности в местах заключения: «Только так можно избежать многих опасных, потенциально конфликтных ситуаций. Кроме того, умелое общение с представителями этой сложной категории осужденных – одно из важнейших условий их успешной ресоциализации».

Старший преподаватель Учебного центра в Новосибирске Надежда Видова поделилась подробностями обучения сотрудников УИС искусству общения с убежденными исламистами. Она утверждает, что религиозный экстремизм – явление мифологизированное в сознании обывателей: «И наши сотрудники – не исключение».

Миф № 1: религиозные экстремисты – сплошь фанатики. Это далеко не так, поясняет Видова: речь идет о людях, убежденных в своем толковании ислама, их поведение определяется предписаниями Всевышнего, как они эти предписания для себя принимают, что и определяет их поведение. Это главное отличие таких заключенных от обычных преступников, чьи поступки проистекают из их жизненного опыта и норм криминальной субкультуры.

Миф № 2: экстремистов якобы вовлекают в преступную деятельность редкостными методами зомбирования и наркотиками. В действительности для вовлечения в радикальные сообщества используют методы последовательного убеждения. Оказывают человеку, как правило, молодому, финансовую помощь, психологическую поддержку, в зависимости от потребностей. Предлагают простые и понятные ответы на сложные вопросы. Помогают в «осознании» своего места в мире, социально-личностной позиции, принадлежности к социальной группе.

Миф № 3: надо прекрасно знать ислам, чтобы победить в споре религиозного экстремиста. Конечно, определенный уровень знаний необходим, однако следует помнить: собеседник твердо стоит на позиции радикального ислама, и возникающая в этой ситуации полемика контрпродуктивна. Дело в том, что мировоззрение радикала как раз и основано на отказе от ислама традиционного – «стариковского» и недопустимо искаженного в его понимании. Подобное построение диалога, считает эксперт, приведет не к доверительному контакту, а вызовет агрессивную защиту от любого довода «идейного врага» или отказ продолжать разговор.

Сегодняшние знания и представления сотрудников, сетует Видова, не выходят за рамки их профессиональных привычных норм общения с осужденными по общеуголовным статьям, разделяющими криминальную субкультуру: «Сотрудники общаются с исламистами как с обычными заключенными. Апеллируют к нормам и правилам, характерным для этой среды, к так называемым "понятиям". Но осужденные, сторонники радикальных представлений, не разделяют этих понятий».

И еще одну ошибку часто допускают сотрудники колоний, замечает преподаватель: «Они привыкли говорить, но не слушать, превращая свою речь в нравоучение, что неэффективно».

В Учебном центре уже давно обучают навыкам управляемой беседы с осужденными – и не только в повседневном общении, но и в кризисных ситуациях. Сегодня в Новосибирске разработан специальный курс, призванный научить сотрудников искусству переговоров – в широком смысле этого слова – с носителями радикальных религиозных идей. На межрегиональной площадке Учебного центра учат слушать и слышать другого человека, проявлять интерес к собеседнику, задавая ему вопросы.

Первая задача сотрудника в разговоре со сложным собеседником подобного рода – установить контакт, смягчить противостояние. В ином случае возможность взаимодействия исключена. Только обеспечив почву для дальнейшего общения, можно ставить под сомнение доводы исламиста, настроить его на продолжение диалога, обсуждать безопасные для общества способы решения его проблемы. При этом сотрудник не ставит перед собой задачу превращения религиозных экстремистов в атеистов. Задача сотрудника – изменить поведение осужденного, сделать его безопасным для общества.

Сотрудников ФСИН России обучают особой лексике и семантике общения с религиозными радикалами. Словам, которые те используют для обозначения себя и других людей. В общении с исламскими экстремистами бесполезно разглагольствовать о нарушении закона. В картине мира радикала законы придуманы людьми, которые совершают ошибки, и они не могут быть справедливы. Единственно справедливыми нормами в их представлении являются законы, ниспосланные Всевышним. Они не признают светское государство и его правовые установления. Отсюда трудности при обсуждении с заключенными религиозными радикалами таких тем, как признание вины и справедливость наказания.

Свои преступления такие осужденные считают служением Всевышнему, или наказанием «неверных», или борьбой против притеснения единоверцев. Осуждение, пребывание в тюрьме они считают испытанием от Всевышнего.

Сотрудников обучают особому отношению к Корану. «Когда заключенный, – поясняет Надежда Видова, – приносит мне Коран, я стараюсь не брать его в руки, если он на арабском языке. Смотрю на раскрытые страницы книги, которую держит осужденный. Ведь он не знает, мыла ли я руки».

Практические занятия в Учебном центре представляют собой моделирование реальных ситуаций: бесед или переговоров с осужденными. Например, один из сотрудников имитирует исламиста, провоцирует конфликт. Другой вступает в разговор. Еще вариант: осужденные устроили бунт в колонии. Задача сотрудников – разрешить ситуацию путем переговоров.

«В процессе тренировки, при противодействии осужденного у сотрудника возникает соблазн – действовать силой, – говорит Видова. – Некоторые считают это единственным выходом в конфликтной ситуации. Это ошибка. Мы обучаем слушать человека, задавать ему вопросы, выяснять его проблемы и причины случившегося. Задача сотрудника – установить контакт с осужденным, выстроить диалог и разрешить конфликт в разговоре».

В особо сложных ситуациях переговоры продолжаются несколько суток. Однако такого рода противостояние для исламистской тюремной среды в целом не характерно. И дело не в особом добродушии религиозных экстремистов. Просто ислам трактует бунт как серьезное преступление – наравне с воровством и прелюбодеянием. Правда, замечает собеседница, в некоторых случаях исламисты в противостоянии администрации могут составить компанию обычным осужденным. Единственный выход в этом случае – как можно скорее выходить на переговоры и начинать диалог, чтобы снизить напряжение.

Есть важное отличие в работе с исламистами: к ним неприменим метод групповой психотерапии, утверждает эксперт. Первая причина – опасность создания экстремистской ячейки. Вторая – группа религиозных радикалов, объединив усилия, становится заведомо сильнее того, кто с ней общается.

Заметим, кстати, что в других странах эту возможность не отбрасывают. Напротив, на недавнем семинаре пенитенциаристов Европы всерьез обсуждалась целая программа применения к исламистам метода традиционной групповой терапии. Правда, ее еще ни разу не применяли.

По мнению директора Ассоциации инновационных проектов «Центр научных и социальных инноваций», кандидата политических наук Ивана Бабина, одной из существенных проблем распространения радикализма в тюремной среде является тот факт, что исламизм стал новой формой проявления протеста: «Сама радикальная группа чаще всего исповедует крайнюю форму религиозной идеологии, в конечном счете, признавая только законы Всевышнего, полное отсутствие признания светских и правовых норм государства. Такое отношение к обществу, чаще всего, приводит к крайним формам конфликта и религиозному экстремизму».

Учитывая меняющийся контингент российских тюрем, ФСИН России наращивает темпы подготовки специалистов-переговорщиков, способных устранять конфликты с исламистами на ранних стадиях.

Александра САМАРИНА

Дата последнего обновления: 10.05.2017 14:36

архив новостей

« Ноябрь »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3
  2019 2018 2017
ИНТЕРНЕТ-ПРИЕМНАЯ Напишите нам электронное письмо

Телефон доверия



  
  

Предназначен прежде всего для сотрудников уголовно-исполнительной системы,
а так же других правоохранительных органов, структур государственной власти, широкой общественности.