Право на сострадание

Право на сострадание
07.04.2017

Юлия ЗАБОРОВСКАЯ

ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России

преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин

капитан внутренней службы

Уголовно-исполнительным законодательством России определены существенные особенности исполнения наказания в виде лишения свободы в отношении инвалидов I и II группы. С 1 января 2016 года вступили в силу изменения в большое количество нормативных правовых актов Российской Федерации, связанных с правовым статусом инвалидов. В особенности указанные изменения связаны с ратификацией Российской Федерацией Конвенции ООН о правах инвалидов от 13.12.2006 (далее – Конвенция). Однако после ратификации Конвенции все еще существуют трудности, связанные с реализацией указанной Конвенции и имплементации норм международного права в российское уголовно-исполнительное законодательство. Отметим, что с момента ратификации Конвенции прошло более 3 лет, которые понадобились законодателю для разработки пакета документов, изменяющих правовой статус инвалидов, в том числе и в местах лишения свободы.

Согласно УИК РФ осужденные инвалиды I, II, III группы содержатся на общих основаниях в обычных учреждениях среди здоровых осужденных. Наиболее остро стоит проблема оказания помощи инвалидам-колясочникам, которые в силу физических ограничений здоровья не всегда самостоятельно могут помыться или посетить туалет. Ежедневную помощь в выполнении санитарных потребностей им оказывают другие осужденные (переносят их на руках, помогают приять душ, приносят какие-то вещи, так как коляска не всегда проходит в дверной проем бани или столовой).

Для решения задач по соблюдению прав инвалидов, отбывающих наказание в местах лишения свободы, приказом Минюста России от 22.09.2015 № 221 утверждена Программа прохождения подготовки сотрудниками учреждений уголовно-исполнительной системы в целях обеспечения соблюдения прав, свобод и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных, являющихся инвалидами, и порядка прохождения подготовки сотрудниками учреждений уголовно-исполнительной системы в целях обеспечения соблюдения прав, свобод и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных, являющихся инвалидами.

Подготовка сотрудников УИС в рамках данной программы, действующей на территории РФ с 1 января 2016 года, осуществляется в рамках служебной подготовки в соответствии с приказом Минюста России от 27.08.2012 № 169 «Об утверждении Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы».

Программой предусматривается освоение технологии социальной работы с осужденными инвалидами, содержащимися в исправительных учреждениях, по следующим вопросам:

- приобщение к здоровому образу жизни и восстановление социально полезных связей;

- восстановление документов, удостоверяющих личность осужденного, являющегося инвалидом, и подтверждающих право на получение социальных льгот и гарантий;

- оформление лицам, отбывающим наказания в исправительных учреждениях, инвалидности, пенсий, льгот;

- социальное сопровождение осужденных инвалидов в период их пребывания в исправительных учреждениях;

- подготовка к освобождению и оформлению лиц, освобождающихся из исправительных учреждений, для передачи в специальные дома инвалидов или центры социальной реабилитации.

Ежегодно в Российской Федерации из мест лишения свободы освобождаются до трехсот тысяч человек, причем в большинстве это люди трудоспособного возраста, которые могут и должны занять свое место в ряду законопослушных граждан. Однако на этом пути стоит большое количество проблем – от отсутствия одежды по сезону до решения вопроса с обеспечением жильем и работой. Особое беспокойство вызывает проблема реабилитации наименее защищенных категорий осужденных, таких как инвалиды и лица пожилого возраста.

В связи со спецификой работы с инвалидами в местах лишения свободы требуется разнообразие реабилитационных технологий, начиная от обучения профессии до восстановления профессиональных навыков и коммуникативных способностей с возможностью последующей интеграции осужденных инвалидов в общество.

Необходимо разработать ведомственные правовые акты, в которых будут отражены особенности социальной работы с осужденными инвалидами с учетом международных стандартов.

Среди мер по совершенствованию законодательства в отношении тяжело больных осужденных и инвалидов следует также выделить совершенствование оказания медицинской помощи осужденным разных категорий, приведение оснащения медицинских частей и больниц учреждений УИС в соответствие с действующими стандартами, внедрение современных методов профилактики, диагностики и лечения.

Существуют проблемы с оказанием медицинской помощи осужденным инвалидам, их освидетельствованием в местах лишения свободы и подтверждением группы инвалидности, предоставлением средств реабилитации.

Еще одной проблемой является трудоустройство осужденных-инвалидов III группы, трудоспособных и обязанных трудиться согласно нормам уголовно-исполнительного законодательства.

В силу ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» для людей с ограниченными возможностями здоровья должны быть созданы условия для их беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим строениям). Не являются исключением подразделения УИС, в которых должна быть реализована программа «Доступная среда». В связи с этим создание в исправительных учреждениях доступной среды для лиц с ограниченными возможностями (строительство пандусов, оборудование лестниц поручнями) положительно влияет на улучшение психологического микроклимата в отрядах. Считаем, что необходимы мероприятия, направленные на улучшение условий жизни осужденных в местах лишения свободы во избежание их дискриминации по признаку инвалидности и достижения реализации основной цели наказания – исправления осужденного.

Уголовное наказания должно исполняться с учетом гуманного отношения к лицам, имеющим определенную группу инвалидности, соблюдением их прав в условиях нахождения в местах лишения свободы. Однако согласно УИК РФ дополнительные социальные гарантии и права не распространяются на осужденных, имеющих III группу инвалидности. Только инвалиды I и II группы могут получать дополнительные посылки и передачи в количестве и ассортименте, определяемых в соответствии с медицинским заключением (ч. 2 ст. 90 УИК РФ); осужденным, страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, осужденным, являющимся инвалидами I и II группы и нуждающимся по состоянию здоровья в постороннем уходе, разрешается выезд за пределы исправительного учреждения в сопровождении родственника или иного сопровождающего лица (ч. 4 ст. 97 УИК РФ); осужденным, являющимся инвалидами I и II группы, питание, одежда, коммунально-бытовые услуги и индивидуальные средства гигиены предоставляются бесплатно (ч. 5 ст. 99 УИК РФ). Согласно Конвенции ООН о правах инвалидов, данное положение осужденных инвалидов III группы является дискриминационным, поскольку наличие инвалидности уже является достаточным основанием для распространения на них перечисленных дополнительных социальных гарантий.

Если же по каким-либо причинам в местах лишения свободы не обеспечиваются необходимые условия для содержания инвалидов, они обращаются в Европейский суд по правам человека (далее – ЕСПЧ).

Так, например, ЕСПЧ постановлением по делу № 16179/14 «Бутрин против России» (вынесено 22.03.2016, вступило в силу 22.01.2016) установил нарушение российскими властями ст. 3 и 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод в связи с необеспечением Бутрину С. Г. – инвалиду I группы по зрению – надлежащих с учетом состояния его здоровья условий содержания в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Ставропольскому краю. Из материалов дела следует, что Бутрин С. Г. инвалид I группы, страдает старческой катарактой обоих глаз. Из-за развившейся во время содержания под стражей слепоты он не мог передвигаться без посторонней помощи. Заявитель был зачислен в размещенный в отдельном общежитии отряд, в котором состояли 46 осужденных с различными типами инвалидности или тяжелыми заболеваниями. Как следует из представленных администрацией документов и фотографий, помещения не были приспособлены для проживания слабовидящих или незрячих. Администрацией учреждения с целью оказания бытовой помощи Бутрину С. Г. был назначен осужденный с заболеванием сердца. Назначенный осужденный помогал инвалиду Бутрину С. Г. передвигаться по общежитию, принимать душ, сопровождал его в столовой, при этом за помощь он не получал никакого материального вознаграждения. В колонии Бутрин С. Г. не работал; в течение всего дня находился в общежитии. В сентябре 2014 года осужденный, который помогал Бутрину С. Г., был освобожден, и заявитель оказался предоставленным самому себе.

Отметим, что в соответствии со справкой администрации ИК-1 от 13.10.2014 каждому осужденному, в том числе и Бутрину С. Г., было предоставлено 2,82 кв. м жилой площади, что соответствует улучшенными условиями содержания, так как согласно ч. 1 ст. 99 УИК РФ в расчете на одного осужденного к лишению свободы норма жилой площади в исправительных колониях не может быть менее 2 кв. м.

В ч. 6 ст. 99 УИК РФ предусмотрено, что осужденным – инвалидам I и II группы создаются улучшенные жилищно-бытовые условия. Однако уголовно-исполнительное законодательство не содержит гарантий улучшения жилищно-бытовых условий, а также беспрепятственного доступа осужденных инвалидов к санитарным устройствам и местам общего пользования.

Отметим, что с 1 января 2016 года вступил в силу федеральный закон от 1 декабря 2014 г. № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов». Данным федеральным законом ст. 101 УИК РФ «Медико-санитарное обеспечение осужденных» дополнена: ч. 6 определен порядок и сроки направления на освидетельствование и переосвидетельствование осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях; ч. 7 определяет порядок обеспечения условий для проведения реабилитационных мероприятий, пользования техническими средствами реабилитации и услугами, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации инвалида в отношении осужденных, являющихся инвалидами и находящимися в исправительных учреждениях.

Таким образом, с 1 января 2016 года в связи с вступлением в силу изменений в действующее законодательство уголовно-исполнительной системой обеспечивается выполнение мероприятий, направленных на исполнение ФСИН России международных обязательств и требований по вопросам обеспечения освидетельствования и переосвидетельствования, социальной защиты, реабилитации и гуманного отношения в местах лишения свободы к осужденным инвалидам.

архив новостей

Май
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4
2017
Что делать, если в отношении осужденного предпринимаются мошеннические действия?
ИНТЕРНЕТ-ПРИЕМНАЯ Напишите нам электронное письмо

Телефон доверия

важная информация


Информационно-правовой
портал "Закония"